
Стратегия развития системы образования в Российской Федерации на период до 2036 года с перспективой до 2040 года разрабатывается по поручению Президента РФ Владимира Путина.
В первом публичном обсуждении документа участвовали зампред правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев и глава федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров, а также представители ректорского и научного сообществ, эксперты в области образования. В режиме ВКС участие в обсуждении приняли представители исполнительных и законодательных органов всех 89 субъектов Российской Федерации.
"Первое обсуждение – это только начало большого пути по созданию качественно проработанной системы образования. Депутаты подготовят постановление, в которое войдут предложения всех думских фракций по его доработке, а также решения, озвученные в ходе обсуждения его участниками", – сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Ниже некоторые тезисы с обсуждения.
- Основные базовые принципы Стратегии: незыблемость воспитания в школе, обновление образовательной инфраструктуры, развитие детского отдыха и повышение статуса учителя.
- Содержание образовательных программ синхронизировано с заданиями на ОГЭ и ЕГЭ. Все знания для сдачи этих экзаменов ребёнок должен получать в школе.
- Правительство работает над моделью нового начального профессионального образования. Обучение предлагается осуществлять по приоритетным для регионов рабочим профессиям на базе колледжей и региональных предприятий. Срок обучения установлен в пределах от 2 до 6 лет с обязательной практикой на предприятии.
- Изменения в закон об образовании для перехода на новую модель высшего образования уже подготовлены, в феврале начнется общественное обсуждение проекта. Ключевые изменения состоят в «отходе» от бакалавриата и получении более конкретной специализации для студентов. Новая система предполагает ввод единого уровня высшего образования, чтобы вуз готовил конкретного специалиста. Аспирантура станет отдельным видом профессионального образования, нацеленного на подготовку научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.
- Приоритет в стратегии отдается традиционной форме обучения — информационные технологии только в дополнении, по необходимости.
- Стратегия должна предусмотреть возможности для участников СВО: получение востребованной профессии, трудоустройство и вовлечение ветеранов в воспитательную работу в образовательных организациях.
- Минпросвещения с Российской академией образования поручено проработать вопрос о балансировке нагрузки на учеников.
«По поручению Президента Владимира Путина разработка стратегии продолжится в течение этого года. Проект этого основополагающего документа должен быть рассмотрен на Совете по науке и образованию при Президенте во втором полугодии», – сказал Дмитрий Чернышенко. Кроме того, вице-премьер предложил рассмотреть вопрос передачи школ с муниципального на региональный уровень.
Следующее обсуждение Стратегии в Госдуме запланировано на 18 февраля.